Главная страница Карта сайта Написать письмо
Главная » Статьи » Цвет » Теория цветовой выразительности

 

Цвет

..Дизайн цвета для WEB
..Цветовая схема сайта
..Теория цветовой выразительности
..Цветовое воздействие
..Форма и цвет

 

.


 

Теория цветовой выразительности

Различным процессам, происходящим в наших глазах и в сознании при наблюдении за каким-либо цветом, соответствуют нередко параллельные процессы в психологической сфере человека. Переживания и чувства, возникающие при восприятии цвета, могут определять духовное восприятие и эмоциональное равновесие человека.

Нет ничего удивительного, что синева моря и отдаленных гор очаровывает нас. Однако тот же цвет во внутренних помещениях кажется нам безжизненным и неспокойным. Синие отражения на коже делают ее бледной, почти как у мертвеца... Ночью синий неоновый свет кажется привлекательным, подобно синему цвету на чёрном фоне, а вместе с красным и жёлтым светом создаёт весёлое и приподнятое настроение. Синее небо, залитое солнечным светом, оказывает на человека оживляющее, бодрое и активное действие, тогда как синие оттенки лунного неба могут вызвать некую отрешенность, сердце буквально заливается тоской и грустью.

Целью данной статьи является объяснение самым точным образом названия цвета и его характера, а также определение психологической и духовной выразительности цвета.

Желтый цвет

Жёлтый цвет является самым светлым из всех цветов. Но он теряет это качество, как только его затемняют серым, чёрным или фиолетовым цветом. Можно даже сказать, что жёлтый - это как бы уплотнённый и более материальный белый цвет. Золотой цвет, как один из самых распространенных оттенков желтого, означает светящуюся, излучающую свет материю. Золотые мозаичные своды византийских соборов, как и задние планы картин старых мастеров выступали в роли символического пространства нездешнего мира, чудесного царства солнца и света. Золотой нимб святых являлся признаком их особого озарения. Символом небесного света могло быть только золото.

Говоря о каком-нибудь человеке, что у него "светлая голова", мы подразумеваем, что он умный. Жёлтый как самый светлый из цветов символизирует разум, познание. А вот тусклый жёлтый цвет будет выражать зависть, предательство, двуличие, сомнение, недоверие и безумие, поэтому при его использовании необходимо тщательно смотреть в контекст рисунка, чтобы случайно не добавить лишних отрицательных эмоций.

Красный цвет

Красный цвет на цветовом круге не имеет ни желтоватого, ни синеватого оттенка. Его ослепительную, неотразимую яркость нелегко затмить, однако он без особого труда изменяется и легко принимает самые различные характеры. Ассоциируясь с планетой Марс, красный цвет связан с представлениями о войнах и демонических мирах - неслучайно одежда воинов была красно-оранжевой в знак их кровавого ремесла. Знамена революций были также окрашены в красно-оранжевый цвет.

Красный цвет также символизирует страстную физическую любовь. Чистый красный цвет означает любовь духовную. В пурпурно-красном объединена светская и духовная власть.

Синий цвет

Чистым синим цветом называют цвет, в котором нет ни желтоватых, ни красноватых оттенков. Если красный всегда активен, то синий всегда пассивен, если относиться к нему с точки зрения материального пространства. Однако с точки зрения духовной нематериальности синий производит активное впечатление, а красный цвет - пассивное.

Синий цвет всегда холодный и он словно сжат и сосредоточен в себе. Люди, которые предпочитают синие тона, в большинстве своем отличаются бледным цветом лица и слабым кровообращением, но нервная система у них выносливее. Синий всегда производит впечатление тени, он неуловимое ничто, которое всё же постоянно присутствует как прозрачная атмосфера. В земной атмосфере синий цвет разлит, начиная от светлейшей небесной лазури до глубочайшей синей черноты ночного неба.

Стоит принять во внимание, что когда синий затенён, то его тусклый цвет может вызвать чувство суеверия, боязни, ощущение потерянности и печали, но вместе с тем этот цвет всегда указывает путь к чему-то высокому и духовному.

Зеленый цвет

Зелёный представляет собой промежуточный цвет между жёлтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше жёлтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зелёный является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных - жёлтого и синего цвета, но при смешении какой-либо из цветов будет обязательно преобладать.

Зелёный - это цвет растительного мира. Плодородие и удовлетворённость, покой и надежда - вот основные выразительные качества зелёного цвета, в котором соединяются познание и вера. Но примите во внимание, что если яркий зелёный затемняется серым цветом, то он возбуждает чувство ленивой вялости.

Оранжевый цвет

Оранжевый цвет - смесь жёлтого с красным - расположен в фокусе максимальной активной яркости. В материальной сфере он обладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом тоне максимума активной, тёплой энергии. Но в разбелённом виде он быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит в невыразительный сухой коричневый. Однако, если попробовать коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие своим дружелюбием тёплую, благотворную атмосферу.

Фиолетовый цвет

Обычно фиолетовый цвет имеет красноватый или синеватый оттенок. В противоположность жёлтого цвета - цвета познания - фиолетовый является цветом бессознательного и таинственного, всегда впечатляющего. В зависимости от соседних контрастирующих тонов он часто способен вызвать гнетущее настроение. Когда фиолетовый цвет покрывает большие площади, он может стать определённо угрожающим, особенно рядом с пурпурным цветом.

Если два цвета являются дополнительными по отношению один к другому, то и их выразительные качества должны быть дополнительными между собой.

Еще очень важный момент: каждый цвет может изменяться в пяти аспектах:

- в характере цвета, когда зелёный может стать более желтоватым или синеватым, а оранжевый может принять более красный или более жёлтый оттенок;
- в яркости, когда красный цвет может быть розовым, красным, тёмно-красным, а синий - голубым, синим и тёмно-синим;
- в насыщенности, когда синий цвет может быть более или менее осветлен белым или затемнён чёрным, серым или его дополнительным - оранжевым цветом;
- в количественном отношении или в распространении цвета, когда, например, большое пространство зелёного цвета располагается рядом с маленьким пространством жёлтого цвета, или на полотне много жёлтого цвета по сравнению с зелёным, или же на полотне столько же жёлтого, сколько и зелёного;
- в результате возникновения различных контрастных воздействий.

Все изложенное выше позволяет сделать окончательный вывод по отношению к творческому процессу художника-дизайнера. С самого начала работы над своим произведением он должен выбрать из множества цветов и их оттенков основной, из нужной для него группы, иначе конечный результат получится более чем сомнительным. Чтобы этого не происходило, подсознательное восприятие, интуитивное мышление и теоретические знания должны составлять одно целое, чтобы в результате выбрать именно то, что нужно.

top

По материалам сайта DuxLab

 

 

Полезное

 

 
     
Copyright © 2005 Юрий Кордык
All Rights Reserved

Дизайн сайта
Katal Design Group